21 мая – День официального принятия Ислама в 922 году Волжской Булгарией — первым цивилизованным государством на территории современной РФ, в котором жили булгары — предки современных татар.
Неофициально Днём начала массового принятия религии Ислам булгарами принято считать 4 февраля 737 года. А через двести лет Ислам в Волжской Булгарии становится уже официальной религией.
Это подчеркивает, что мусульмане – коренные жители России, а Ислам – религия, которая укоренилась в нашей стране задолго до православия.
Наследником Волжской Булгарии сегодня является Республика Татарстан, современный татары — потомки волжских булгар. Стоящая на семи холмах Казань – столица древнего народа и древней страны. На гербе Республики изображен белоснежный крылатый барс, и связанная с этим гербом легенда рассказывает о мальчике сироте, которого нашёл, спас от врагов и выкормил барс.
Сами казанские татары всегда берегли в памяти свое истинное историческое самоназвание – волжские булгары. Говоря о просвещенной цивилизации волжских булгар и называя их «торговым и промышленным народом» русский историк С.М.Соловьев писал: «Издавна, когда еще русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал еще этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы».
Немецкий ученый Карл Фукс в своей книге «Казанские татары» приводит данные о принятии Ислама булгарами еще во времена Пророка Мухаммеда, практически одновременно с арабами. Как утверждается в старинной булгарской рукописи пересказанной Карлом Фуксом, начало этому было положено в 9 году хиджры, когда Пророк Мухаммед стал рассылать своих сахабов (сподвижников) к народам и государствам мира для распространения Ислама.
Три таких сахаба Пророка, Имамы: Абдур-Рахман – сын Зубира, Хантал – сын Рабия, Субейра – сын Джада, и прибыли с миссией дагвата (призыва к Исламу) и к булгарам.
Ислам приняли булгарский правитель Эльтебер и его подданные. Произошло это согласно излагаемой легенде еще в первой половине седьмого века, в священный месяц Рамазан, в 12 году Хиджры.
Булгары, как и все тюрки, с древнейших времен исповедовали единобожие. Хотя их религия и отличалась по обрядам от Ислама, она в тоже время была очень близка к нему по многим своим теологическим воззрениям. Все это и обусловило ту легкость, с которой Ислам за поразительно короткое время был принят булгарами.
Древнетюркская письменность булгар заменяется арабским шрифтом. В тех условиях переход Булгарии на арабскую вязь был более предпочтителен, так как открывал широкие возможности выхода булгарской науки и культуры на международный уровень. Ведь Булгария со времени своего возникновения активно включается в международные экономические и культурные связи, и прежде всего со странами Востока. Постепенно арабский язык наряду с булгарским становится языком булгарской науки и дипломатической переписки, а фарси (персидский) наряду с тюрки (булгарским языком) – языком булгарской поэзии.
Усиление торговых и экономических связей со странами Востока привело к распространению арабской письменности и в системе образования булгар. По сообщениям арабского путешественника, писателя и географа начала Х века Ибн-Русте, «. большая часть (булгар – М.И.) исповедует Ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
Основным материалом письменности в Волжско-Камской Булгарии Х-ХI в.в. служила бумага, привозимая из далекого Китая. Пергамент же, как у западных народов, для письма применялся реже. Этим и объясняется плохая сохранность памятников письменности древнебулгарского периода.
Ислам придал новый импульс ускоренному развитию булгарской науки и культуры в целом. На рубеже ХI-ХII в.в. в городе Биляре жил ученый-историк, главный судья Якуб ибн Нугман – автор книги «История Булгарии», которую высоко оценил арабский путешественник, географ Абу-Хамид аль Гарнати (аль Андалуси), посетивший Великий город Биляр в 1135 году. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, но благодаря аль Гарнати, прибывшему из далёкой Испании, который приводит отрывки из сочинения Якуба ибн Нугмана, мы имеем представление об этой книге.
В городе Биляре было крупное высшее учебное заведение – университет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года Якубом ибн Нугманом – потомком ибн Фадлана. Ибн Фадлан, как известно, возглавлял посольство багдадского халифа Муктадира к царю булгар Алмыш хану и остался жить в Булгарии в качестве советника пяти полунезависимых царей-биев во главе с Алмыш ханом.
«Мухаммед-Бакирия» был первым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали появляться только в ХI-ХV в.в. В «Мухаммед-Бакирия» изучали историю, богословие, философию, литературу, риторику, поэзию, математику, астрономию, медицину и другие науки. Университет, где ректором являлся Якуб ибн Нугман, пользовался признанием не только в Булгарии, но и далеко за ее пределами. Здесь на ряду с булгарами, учились шакирды (студенты) из стран Арабского Востока, Хорезма, Ирана и даже далекой Испании.
В качестве примера можно привести такой факт. Абу Хамид аль-Гарнати (аль-Андалуси) в 1135 году привез с собой из Испании своего старшего сына и обратился с просьбой к Якубу ибн Нугману о приеме его в университет «Мухаммед-Бакирия». Обучение велось на булгарском и арабском языках.
Булгарская просвещенность пользовалась настолько высоким авторитетом и признанием, что ученый Ходжа Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира султана Махмуда Газневи, как в свое время знаменитый древнегреческий философ Аристотель, был учителем и наставником Александра Македонского. Недаром же Булгарию называли «Царством Разума» и «Золотым Троном Востока». Переехав из Булгарии в Афганистан, Ходжа Ахмед Булгари врачует в городе Газни. После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги. Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным. В 1971 году над его могилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком. Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами. Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» («История Булгарии»), «Фәнандел Болгария» («Наука в Булгарии») «Җәмигыль Болгария» («Философия Булгарии»). Многие современные мусульманские ученые обращаются к его трудам, написанным в ХI веке.
В 1236 году во время варварского монгольского нашествия были разрушены многие учебные заведения Великого города Биляр – столицы Булгарского государства, в том числе и знаменитое медресе «Мухаммед-Бакирия». Но его благородные традиции продолжает развивать не менее знаменитое высшее учебное заведение – медресе «Мухаммед-Аламия», где ректором являлся выдающийся государственный деятель, философ и поэт Кул Ашраф (Шариф). В 1552 году во время штурма города Казани войсками Ивана IХ Кул Ашраф героически погибает вместе с четырьмя тысячами шакирдов (студентов), отстаивая оплот Ислама на священной булгарской земле.
Сейчас мечеть Кул Шариф воссоздана в Казанском Кремле и является одним из семи чудес среди памятников архитектуры России. А рядом с башней Сююмбике красуется Благовещенский Собор, символизируя единство религий: Ислама и Христианства. Известно, что в Волжской Булгарии, Дешт-и Кипчаке (Золотой Орде) и Булгаро-Казанском Ханстве была исключительная веротерпимость, никто не подвергался гонениям и преследованиям за принадлежность к той или иной религии.
Татарский народ, будучи в своей основе мусульманским, всегда с большим уважением относился к представителям других религий. А это основывается на сурах и аятах Священного Корана. Все это является частью менталитета многомиллионного татарского народа, который стремится жить в мире и согласии с другими народами.
При создании республик в первые годы советской власти абсолютное большинство потомков булгар — татары оказались за пределами Татарстана. Татары, как один из государствообразующих народов, занимают по численности второе место в России. Они проживают на землях бывших ханств: Сибирского, Астраханского, Крымского, Казанского, Ногайского, Касимовского, которые оставили яркий след в истории России.
Проживая на своих исторических землях в разных регионах РФ и странах зарубежья, татары неразрывно связаны друг с другом.
Ислам как религия возникает в 611-ом году, когда 40-летний пророк Мухаммед начинает распространять слово Аллаха, которое закреплено в священной книге всех мусульман – Коране. В 8-9 веках Ислам широко распространяется в Средней Азии и на Кавказе. В Хорасане (северо-восток современного Ирана) он становится государственной религией. Уже в 8 веке часть булгар приобщилась к Исламу, особенно начиная с 737-го года, когда могущественный Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном. Другие булгары приняли Ислам в 825-ом году, когда ханом Волжской Булгарии был Айдар.
Об этом дошли многочисленные легенды. Вот одна из них, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана: «Один человек из мусульманских купцов приехал в Булгар из Бухары. А он был знатоком Ислама, хорошо знавшим медицину. И заболела жена царя, и заболел сам царь тяжелой болезнью. И лечили их лекарствами, которые у них приняты. И усилился у них недуг, так что стали они оба опасаться смерти. И сказал им этот мусульманин: «Если я стану лечить вас и вы поправитесь, то примете мою веру?» Оба они сказали: «Да». Он их лечил, и они поправились и приняли Ислам, и принял Ислам народ их страны».
В те времена центром стран, исповедовавших Ислам, был Багдадский халифат со столицей Багдад. В нем жил высший религиозный деятель мусульман – халиф. Булгары должны были получить его благословение после принятия Ислама. В начале 8 века Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Вступление в отношения богатым государством Багдадский халифат — еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире.
В начале 10 века булгарский хан Алмыш (Ягъфар Абдулла-углы) боролся за объединение племен булгар, отстаивая суверенитет своего государства. В начале 20-х годов 10 века он послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей Ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков Ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет ибн Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника.
«Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмыш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмыш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».
Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков – тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри.
Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил племенам, которые не подчинялись ему: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом».
Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию.
Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с соседними племенами. На этой основе и образовался татарский этнос.
Сегодня татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации. Подавляющая часть татар это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка. Татарский Ислам — даже более чем умеренный. Он очень толерантен и абсолютно нечувствителен к радикализму. Татары чтут свои исламские традиции и даже основные религиозные мусульманские праздники отмечают уже как свои национальные.
Среди татар разумеется так же есть приверженцы и других религиозных конфессий. Но несмотря на это межрелигиозных распрей между отдельно взятыми татарами и группами татар ни разу не отмечалось.
Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Толерантность — это неизменная часть татарского национального характера.